воскресенье, 4 октября 2020 г.

Великие русские педагоги: Константин Дмитриевич Ушинский

 

Накануне всемирного Дня учителя, очень хочется поговорить о педагогике и о наших русских педагогах. Кто же такой педагог? Кто этот человек, который все свое время отдает другим: дошкольникам, школьникам, студентам, да и взрослым людям?

Давайте, для начала обратимся к понятию "педагог". Педагог - греческое понятие, обозначавшее в классический период домашнего раба, который ежедневно сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома (в переводе с греческого языка - «воспитатель»). В связи с этим он становился воспитателем и оказывал большое влияние на формирование личности ребенка. В эллинистическое время он превратился в уважаемого домашнего учителя.(Античность от А до Я. Словарь-справочник)

А еще интересно посмотреть на значение слова "воспитание".Словарь Ожегова: воспита́ть - вырастить (ребёнка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения  путём систематического воздействия, влияния сформировать (характер, навыки). Привить, внушить что-н. кому-н. Воспитать в детях любовь к Родине и т.д.

Сразу становится понятно, насколько важна нравственная и духовная   составляющая такого человека, насколько велик его вклад в будущего человека! И ведь были такие великие люди в нашей стране, на чей опыт и знания мы опираемся до сих пор! Ниже я хочу привести статью из интернет журнала "Вестник образования России" о замечательном русском педагоге, основоположнике национальной педагогики Константине Дмитриевиче Ушинском.

В труднейший период формирования подлинно национальной русской школы и педагогики жил и трудился во благо народного просвещения великий педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824 г. – 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.)). Деятельность К.Д. Ушинского проходила в период подъема общероссийского общественно-педагогического движения середины ХIХ века. Он был одним из ярчайших представителей отечественной педагогики нового времени и, по-праву, входит в славную когорту нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, главных властителей педагогических дум. Именно творческое наследие выдающегося мыслителя и педагога стало подлинным эталоном русской общественно-педагогической мысли эпохи «Золотого века» русской культуры. Сама личность К.Д. Ушинского исполнена высокого обаяния и неизменной притягательности. Пленяет разносторонность научных, творческих и поисковых интересов великого русского педагога. За годы своей плодотворной педагогической деятельности К.Д. Ушинский осуществил грандиозный объем научной, преподавательской, литературной и административной работы, став автором многих фундаментальных научных исследований, статей, очерков, рецензий, исторических изысканий, сказок. Не верится, что все это оказалось под силу одному человеку, но он сумел в себе выковать такую волю и потрясающее стремление к успеху. Поэтому обращение к его педагогическому наследию производит жизнеутверждающее впечатление. *** Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле, в небогатой дворянской семье. Но все детство и отрочество прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от г. Новгород-Северского на берегу реки Десны. Родители К.Д. Ушинского были образованными людьми. В 12 лет не по годам развитый мальчик был принят сразу в III класс Новгород-Северской гимназии, который в современной школе может быть приравнен к VI классу. Это была по тем временам прекрасная гимназия. После ее окончания в 1840 г. он поступил в Московский университет, где обнаружил не только завидную способность быстро воспринимать и критически оценивать знания, но и умение передавать их другим. Судьба К.Д. Ушинского, человека, совершившего огромный научный и гражданский подвиг, подлинно драматична. В 1844 г. он окончил юридический факультет университета с «выдающимися успехами». Совет университета рекомендовал его как «отличнейшего для определения на службу прямо в министерство и другие высшие присутственные места». Все это разожгло в душе молодого человека яркий огонь здоровых амбиций. Осознавая незаурядные способности, Константин Дмитриевич все отчетливо понимает свою благородную миссию – наперекор неблагоприятным обстоятельствам способствовать прогрессу Родины. В 1846 г. после защиты магистерской диссертации К.Д. Ушинский получает назначение в Демидовский юридический лицей в Ярославле сразу на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Так, окончательно определяется педагогический вектор его судьбы. В лицее он блестяще проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор. Однако передовые либеральные и демократические взгляды не разделяло начальство и некоторые коллеги. В последовавших доносах К.Д. Ушинский обвинялся в политической неблагонадежности. За ним был установлен негласный надзор. Причем молодому профессору даже не смогли инкриминировать что-то конкретное. Просто попечитель лицея в 1849 г. порекомендовал удалить Ушинского на всякий случай, в предвосхищении возможных проблем. Из Ярославля К.Д. Ушинский едет в Петербург, где скоро убеждается, что двери всех учебных заведений России для него закрыты. Их директора не хотели брать в свои учреждения бывшего профессора, явно же не случайно отставленного из привилегированного Демидовского лицея. Константин Дмитриевич был близок к отчаянию, не имея средств к существованию. В начале февраля 1850 г. он был, наконец, зачислен на должность помощника столоначальника в департамент иноземных вероисповеданий. Это был жизненный крах – Ушинский с его ярким талантом, серьезными амбициями, ярко выраженным честолюбием и желанием послужить прогрессу России был вынужден годами заниматься мелочной и никому не нужной рутиной. В свободное от службы время он без видимой профессиональной цели, для себя, продолжал изучение философии, экономики, истории, географии, статистики. Не находя сферы применения своих дарований на государственной службе, Ушинский много работает в журналистике. Он сотрудничал в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения». За ним утверждается репутация талантливого публициста. В многочисленных и разнообразных по жанру работах – статьях, обзорах, рефератах, художественных очерках – его внимание все чаще сосредоточивается на проблемах обучения, образования, воспитания. Все это позволило отточить его блистательное перо и подготовило к будущей серьезной редакторской работе. Судьбу уже отчаявшегося Константина Дмитриевич кардинально изменил, воистину, счастливый «новогодний подарок». Помогла случайная встреча под Новый год, с бывшим коллегой по Демидовскому лицею, высоко ценившего дарования Ушинского. 1 января 1854 г. он занимает должность преподавателя русской словесности и законоведения в Гатчинском сиротском институте. Через год он становится инспектором (завучем) это заведения. Здесь талантливый педагог смог в полной мере проявить свои способности, воплотить в жизнь неизменно присущие ему гуманные и демократические убеждения. На этом посту и застает К.Д. Ушинского начинавшееся в России время либеральных преобразований, грядущая эпоха Великих реформ. Наступало время, которое он так ждал и к которому всю жизнь исподволь готовился. В 1857 г. звезда Ушинского находится в зените. В только что созданном в предреформенной атмосфере либерализма и гласности «Журнале для воспитания» он публикует свои программные статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании». Эти статьи, а особенно последняя, делают имя скромного инспектора известным всей педагогической России. К.Д. Ушинский становится сначала вровень с Н.И. Пироговым, а потом и опережает его во влиянии на умы. Новая общественная реальность самым непосредственным и вдохновляющим образом сказывается на судьбе Константина Дмитриевича. В 1859 г. он направляет императрице Марии Александровне по ее просьбе «Письма о воспитании наследника русского престола», где обосновывает выбор пути воспитания цесаревича Николая Александровича, которому исполнилось тогда 16 лет. Все это свидетельствует об особом доверии императорской семьи К.Д. Ушинскому и вместе с тем дает ему возможность вне цензуры и самоцензуры изложить самые сокровенные мысли о воспитании. В этом же году К.Д. Ушинский назначается на очень престижную должность – инспектора классов Смольного института благородных девиц. В назначении в это привилегированное сословное учебно-воспитательное заведение, несомненно, проявился знак монаршей милости. И здесь Ушинский радикально усовершенствовал учебно-воспитательный процесс на основе самых современных подходов к образованию. Он ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка институток для работы в качестве воспитательниц. На волне государственного и общественного признания К.Д. Ушинский решением императора Александра II с 1 марта 1860 г. становится редактором педагогического официоза «Журнала Министерства народного просвещения», где публикует новый цикл своих классических произведений: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании» и знаменитое «Родное слово». Они предоставляют возможность в полной мере оценить масштаб педагогических поисков К.Д. Ушинского и вместе с тем особую гармоничность системы его идей и взглядов. Его статьи, формулирующие программу развития национальной русской школы, приобретают установочный характер, К сожалению, это время – 1857–1861 гг., на которые приходится апогей общественной, творческой и педагогической деятельности К.Д. Ушинского – его акме, оказывается недолговечным. Уже осенью 1861 г. он вынужденно покидает пост главного редактора «Журнала Министерства народного просвещения»*. Причина традиционна для Ушинского – публикуемые в журнале статьи расходятся с курсом министерства. Но подлинные обстоятельства были, конечно, намного глубже. После отмены крепостного права власть не хотела дальнейшего углубления реформ и удаляла реформаторов от дел. Достаточно вспомнить трагичную судьбу Н.И. Пирогова, так же уволенного в это время с поста руководителя Киевского учебного округа. Затем, 24 апреля 1862 г. последовала отставка из Смольного института. Видимой причиной послужил конфликт с начальницей института, которая обвинила его в непочтительном отношении к начальству, вольнодумстве и даже атеизме. По сути, «слишком» умного и честного завуча решили снять с должности. Поскольку просто уволить известного и любимого всей образованной Россией педагогического деятеля было не очень корректно, то внешне все было обставлено трогательной заботой руководства о здоровье Ушинского – отправкой его для лечения за границу. Он был направлен в Европу «для обозрения заграничных женских учебных заведений» и подготовки учебника по педагогике. Командировка, а по сути ссылка, продолжалась до 1867 г. Однако и эту вынужденную эмиграцию он старается, по максимуму использовать на пользу отечественного образования, существенно обогатив педагогическую теорию знанием современной передовой западной школы. Но главное заключалось в другом, находясь за границей и тоскуя по Родине, в 1864 г. он написал и издал свои замечательные книги «Родное слово» и «Детский мир», явившимися первыми массовыми и общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Более того, Ушинский подготовил методическое руководство для учителей и родителей к своему «Родному слову», которое до 1917 г. выдержало 146 изданий. Вернувшись из-за границы в 1867 г., К.Д. Ушинский титанически работает над капитальным трудом «Человек как предмет воспитания». В 1868 г. вышел отдельным изданием первый том исследования, а в 1869 г. появился второй том. Однако закончить свою книгу К.Д. Ушинский не смог. Третий – самый важный том, который был посвящен собственно педагогическим проблемам, – остался незавершенным (материалы к нему были изданы лишь в 1908 г.). Обычно последние годы жизни Константина Дмитриевича представляют как полное затворничество. Но это совершенно не так. Он активно действует в общественно-педагогическом движении юга России, принимает участие в педагогических съездах, редактирует учительские статьи и сборники материалов съездов. Перенапряжение всех сил подрывает его и без того, как писал Ушинский еще в 1861 г., «окончательно разбитое здоровье». Поздней осенью 1870 г. поехал лечиться в Крым. По дороге простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 г. Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря. *** К.Д. Ушинский был выдающимся ученым по самому характеру своей деятельности, по области приложения своих жизненных сил. В бурный и противоречивый период реформ и социальных трансформаций мыслитель выступил как провозвестник и идеолог русской народной школы, взяв на себя решение проблем ее теоретического и практического научно-педагогического обеспечения. Он выдвинул в качестве приоритетной идею создания национальной школы, которую так ожидало русское общество. Во второй половине 50-х гг. в мировоззрении Константина Дмитриевича окончательно складывается своеобразный ценностный квадрат: Народность – Общественность – Религия – Наука. Причем эти несущие основы его педагогической системы не только взаимопроникают друг в друга, но и реализуются лишь в комплексе. Система общедидактических взглядов. К.Д. Ушинский всегда подчеркивал исключительную культуроформирующую роль школьного образования, считая, что оно должно предварять образование профессиональное. Он придавал особое значение учебным предметам естественнонаучного цикла, которые считал полностью соответствующими принципу наглядности, демонстрирующими связь науки, школьного обучения и практической жизни, развивающими критическое мышление, наблюдательность и придающими некоторую живость процессу преподавания. Он ставил своей задачей дать учащимся определенный круг базовых знаний и привить им систему логического мышления. Ведущим принципом обучения К.Д. Ушинский считал выработку у учеников навыков для их самостоятельного приобретения. Подчеркивая роль и значимость личности учителя, педагог обращал внимание на необходимость развития и активизации самостоятельной деятельности учащихся. Принцип народности в общественном воспитании. Для К.Д. Ушинского принцип народности в общественном воспитании стал доминантным как искомое воплощение глубинных национально-творческих сил народа. Им была обоснована целостная гуманистическая теория общественного воспитания, которая базируется на принципе соединения духовности и народности как важнейших аксиологических приоритетов. Он создал целостную систему научных идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование личности на основе воспитывающего обучения. Мыслитель выводил цели и принципы народного воспитания из среды общественного бытия, выступал за создание общегражданской системы народного воспитания. Народность является ведущим источником жизни народа в истории. Через народность молодое поколение связывается прочными узами со старшим поколением. Традиционализм. Научные, публицистические и литературно-художественные сочинения Ушинского наряду с избранными произведениями русской классики XIX в. создали базу общенационального эстетического, нравственного и художественного воспитания народов России. Ученый выступил популяризатором и деятельным защитником народной культуры. Он полагал, что в характере народа имеются основания подлинной гражданственности, но их развитие связано с тем, чтобы индивид ощущал себя объектом внимания и заботы со стороны государства во имя достижения всеобщего блага. Благодаря Ушинскому фольклор стал органической частью общекультурного процесса, приобрел права педагогического и литературного гражданства, получив педагогическую и художественную авторитетность. Ушинский постоянно подчеркивал непреходящую ценность религии как необходимого базового элемента воспитания человека, утверждая, что церковные праздники имеют глубокое художественно-воспитательное и общегражданское значение. *** К.Д. Ушинский искренне веровал в непреходящую общественную ценность гуманитарного знания, заложив прочные идейно-теоретические основы развития всеобщего народного образования. Ушинский был выдающимся ученым по самому характеру своей деятельности, по области приложения своих жизненных сил. Его внутренним стимулом было упование на общественный прогресс и нравственное просвещение народных масс. Если по истечению почти двух столетий мы вновь и вновь с непреходящим интересом обращаемся к педагогическому наследию К.Д. Ушинского, то это лучше всяких деклараций свидетельствует о его актуальности и значимости.

Авторы: 

БОГУСЛАВСКИЙ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

МИЛОВАНОВ КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук



2 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...